2023- ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
2023 ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
Педагог. Наставник. Друг. Фильм 2023 (смотреть)
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.
Для проведения мероприятий Года педагога и наставника создан оргкомитет. Его возглавили заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова и первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко.
В состав оргкомитета вошли Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова, президент Российской академии образования Ольга Васильева, руководитель Федерального агентства по делам молодежи Ксения Разуваева, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий и другие.
Первое заседание оргкомитета прошло 14 декабря 2022 года. Участники обсудили план мероприятий Года педагога и наставника.
В 2023 году пройдут форумы и конференции, конкурсы и телешоу. В эфире телеканала «Россия» будут транслироваться новое шоу и одновременно финал федерального проекта «Классная тема!», организованного по поручению Президента России Владимира Путина Министерством просвещения Российской Федерации и телеканалом «Россия 1» при информационной поддержке компании VK. Ключевыми мероприятиями Года педагога и наставника станут Большая учительская неделя и Форум классных руководителей. В День учителя по всей стране пройдут церемонии награждения педагогов и праздничные концерты, главный из которых состоится в Государственном Кремлевском дворце. Также запланированы мероприятия по празднованию 200-летия со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, открытие скульптурно-архитектурной композиции, посвященной выдающемуся педагогу.
В формировании программы мероприятий принимали участие российские учителя, педагогические работники, родители. Идеи по проведению Года педагога и наставника принимались Минпросвещения России. Полученные предложения рассмотрены и учтены при создании плана Года педагога и наставника.
Источник: https://edu.gov.ru/god_pedagoga_i_nastavnika
Форматы наставничества в детском саду
1.Традиционный формат наставничества –«педагоги-стажисты – молодые педагоги»
Наставник – педагог с опытом
Наставляемый – молодой педагог
В чем суть формата: наставник помогает молодому педагогу выстроить профессиональный маршрут, подсказывает, как решать рабочие задачи. Также наставник берет на себя ответственность за качество педагогического процесса в группе наставляемого, координирует его педагогическую деятельность. Он вовремя реагирует на изменения в педагогическом процессе, грамотно распределяет силы, чтобы трудности не испугали молодого педагога.
Профессиональная помощь опытного воспитателя дает возможность молодому педагогу избежать многих ошибок в работе с детьми, родителями, документами. Молодой педагог в короткие сроки развивает необходимые для педагогической деятельности навыки и умения.
Ожидаемый результат: наставник поможет сформировать индивидуальную систему педагогической деятельности конкретного педагога, которая будет отличать его от коллег и позволит стать конкурентоспособным в профессиональной среде. Работа в паре научит молодого педагога анализировать свои педагогические действия, сформирует у него эмоционально-ценностное отношение к профессии на личном примере наставника.
2.Современный формат наставничества – «педагоги с высоким уровнем ИКТ-компетентности – педагоги с трудностями в этой области»
Наставник – чаще всего молодой педагог, который владеет ИКТ-технологиями
Наставляемый – педагог старшего поколения, который испытывает трудности в освоении компьютерной грамотности
В чем суть формата: наставник помогает наставляемому освоить компьютер, учит его работать на интерактивной доске, с мультимедийной установкой, искать нужную информацию на профессиональных сайтах, создавать образовательные продукты с использованием ИКТ и электронных ресурсов. В результате молодой педагог получает возможность реализовать себя, повысить свою самооценку. Опытный педагог учится организовывать образовательный процесс с помощью ИКТ и наполнять его новым содержанием.
Преимущество формата – взаимообмен знаниями и опытом между наставниками и наставляемыми. Опытные педагоги несильны в ИКТ, но владеют методикой и знают возрастные особенности детей дошкольного возраста. Молодые педагоги внедряют современные цифровые технологии, но забывают о принципе дошкольной педагогики «Не навреди!». Опытные педагоги помогают молодым коллегам выработать стратегию, чтобы вместе грамотно использовать ИКТ в образовательном процессе детского сада.
Ожидаемый результат: педколлектив освоит ИКТ-технологии и начнет применять их в образовательном процессе не от случая к случаю, а постоянно. Все педагоги будут в равной степени и на высоком уровне использовать их в работе с воспитанниками и родителями.
3.Расширенный формат наставничества –«заинтересованные педагоги – ответственные родители»
Наставник – педагог
Наставляемые – родители
В чем суть формата: наставническая деятельность выходит за пределы педколлектива. Педагог в качестве наставника взаимодействует не другим педагогом, а с родителями. Он продолжает оказывать педагогическую поддержку всем родителям воспитанников своей группы, но с одной или двумя семьями выстраивает индивидуальную работу: подробно разбирает проблемы в общении с ребенком, дает рекомендации.
В ходе наставничества педагог формирует с родителями доверительные отношения. Он не указывает им на ошибки в воспитании ребенка, а подсказывает, как надо. Родителям такой формат общения позволяет открыто говорить с педагогом о своих трудностях, так как они начинают видеть в нем союзника.
Ожидаемый результат: данный формат наставничества поможет создать в детском саду профессионально-родительское сообщество. Родители и педагоги выработают единые требования и подходы к воспитанию детей.
4.Организационно-управленческий формат наставничества – «заведующий – старший воспитатель»
Наставник – заведующий
Наставляемый – старший воспитатель
В чем суть формата: заведующий и старший воспитатель учатся согласовывать свои действия, формируют единые требования к педагогам. Они создают коллектив единомышленников, в котором чтут, сохраняют традиции и осваивают инновации.
Старший воспитатель – руководитель второго звена, поэтому часть его обязанностей носит управленческий характер. Совместно с заведующим он подбирает и расставляет педагогические кадры, комплектует группы. Также старший воспитатель отвечает за повышение профессиональной компетенции педагогов, от которого напрямую зависит качество образовательной деятельности в детском саду. Сориентироваться в большом объеме новой деятельности начинающему старшему воспитателю помогает заведующий, у которого есть опыт организационно-управленческой и методической работы.
Ожидаемый результат: заведующий и старший воспитатель создадут положительный психологический климат в коллективе. Степень удовлетворенности педагогов собственной деятельностью станет выше, они будут больше вкладываться в работу, что повысит качество образовательной деятельности в детском саду.
К сведению. В 2020 году Минпросвещения утвердило Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров и запустило процесс «перезагрузки» методических служб на городском уровне и уровне образовательных организаций. Формат наставнической деятельности, когда заведующий выступает наставником, позволит обеспечить сопровождение старшего воспитателя на данном переходном этапе и в дальнейшем создать эффективную методическую службу в ДОО.
5.Инновационный формат наставничества – «научный руководитель – старший воспитатель»
Наставник – научный руководитель
Наставляемый – старший воспитатель
В чем суть формата: научный руководитель помогает старшему воспитателю поднять уровень методической работы в детском саду до научно-методической. Он учит старшего воспитателя формулировать выполнимые цели, прогнозировать положительный конечный результат инновационной деятельности, доносить свои идеи до коллег, чтобы они поняли, приняли их и захотели осуществить. Также научный руководитель помогает сформировать в коллективе группу единомышленников, которые будут транслировать остальным педагогам настрой на успех.
Ожидаемый результат: наставник поможет старшему воспитателю подготовить и включить в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность весь педколлектив и добиться высоких результатов. Например, освоить и внедрить современные педтехнологии или разработать свои, а затем транслировать их профессиональному сообществу.
6.Перспективный формат наставничества – «педагоги детского сада – старшие школьники»
Наставник – педагоги
Наставляемые – старшие школьники
В чем суть формата: детский сад и средняя школа в рамках договора о сотрудничестве организуют работу по профориентации школьников – знакомят их с профессией «воспитатель дошкольного образования». Старшие школьники проходят обучение на базе детского сада. С каждым из них работает наставник, который «погружает» в профессию воспитателя, формирует у них элементарные теоретические и практические навыки.
Школьники участвуют в жизни детского сада, знакомятся с режимом дня, взаимодействуют с дошкольниками. Под руководством воспитателей они организуют с детьми разные виды деятельности. В конце обучения наставники анализируют результаты своих наставляемых, разбирают с ними их трудности, дают рекомендации по дальнейшему обучению.
Ожидаемый результат: педагоги мотивируют учеников получить профессию воспитателя, чтобы в дальнейшем они пополнили штат детского сада. Школа выполнит задачи по профориентации школьников и обеспечит им возможность погрузиться в профессию на этапе выбора. Школьники получат представление о профессии воспитателя, смогут примерить ее на себя.
К сведению. В июле 2022 года на совещании Президента с членами Правительства министр Сергей Кравцов подчеркнул, что Минпросвещения уделяет особое внимание ранней профориентации и подготовке будущих педагогических кадров. Есть задача – привлечь в педагогические вузы еще больше молодых и мотивированных выпускников, которые осознанно сделают выбор в пользу профессии педагога.
КАЛЕНДАРЬ ГОДА ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
Главная дата Года педагога и наставника – 200-летний юбилей основоположника отечественной педагогической школы Константина Ушинского. Он родился 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1983 г. Есть разночтения: многие источники указывают 1824 г. рождения Ушинского. Но это распространенная ошибка, допущенная десятилетия назад биографами. Мать Константина Дмитриевича указала именно 1823 г.
Константин Дмитриевич является автором книг «Родное слово» и «Детский мир». Это были первые в России общедоступные учебники для начального обучения детей, книги, понятные всем детям: рассказы и сказки о жизни природы и о мире животных. Ключевые активности учреждений культуры важно приурочить ко дню рождения знаменитого педагога.
17 января — Международный день наставничества
21 января — Международный день аспиранта
25 января — День студента
7 февраля —День российского бизнес-образования
19 февраля — День рождения Константина Ушинского
1 марта — Всемирный день гражданской обороны (День учителя ОБЖ)
13 марта — 135-летие педагога Антона Макаренко
14 марта —Международный день числа «Пи» (День учителя математики)
2 мая — Всемирный день астрономии (День учителя астрономии)
22 мая —Международный день биологического разнообразия (День учителя биологии)
24 мая —День славянской письменности и культуры
25 мая —День филолога
12 августа — День физкультурника (День учителя физкультуры) (вторая суббота августа)
1 сентября — День знаний
8 сентября —Международный день распространения грамотности
26 сентября —День европейских языков (День учителя иностранных языков)
27 сентября —День педагога дошкольного образования
28 сентября —105 лет педагогу Василию Сухомлинскому
1 октября —Международный день музыки (День учителя музыки)
2 октября —День социального педагога
5 октября —День учителя
19 октября —Всероссийский день лицеиста
30 октября —День школьных библиотек (последний понедельник в октябре)
30 октября —День матери в РФ (мама – главный наставник!)
17 ноября — Международный день студентов
4 декабря —День информатики(День учителя информатики)
14 декабря — День Наума Грамотника – день, когда на Руси начинались занятия
- 785 просмотров